Иконописная мастерская Игоря Климова

Москва, проспект Вернадского
дом 101 корпус 1

Оценка антикварных икон

Традиционно так сложилось, что долгое время, иконы принято было дарить, или менять между близкими людьми. Многие верующие люди, считали большим грехом, если кто-то, продавал икону с целью обогащения. В наше время ситуация геометрально противоположная. Теперь купить старинную икону не считается чем-то предосудительным. Все иконы, написанные более полувека назад, уже смело можно отнести в разряд – антиквариата. Как известно, у каждого антикварного предмета, есть своя оценочная стоимость. В силу каких-то обстоятельств, люди могу продать имеющуюся у них дома икону, или наоборот – приобрести такой предмет старины. Последнее время, когда Православная церковь, активизировала свою миссионерскую просветительную деятельность, люди все чаще стали дарить друг другу старинные писаные иконы.

Среди антикваров немало людей, которые занимаются коллекционированием икон. Икона, это не только атрибут, православной религиозной составляющей, но и предмет, высокого народного искусства.

Начинающие коллекционеры, порой пополняют свою коллекцию, не только, не ценным предметом искусства, но и откровенно кустарной подделкой. Что бы начать составлять свою коллекцию, нужно знать принципы оценки антикварных икон.

Критерии оценки икон:

  • Искусство письма. Чем сложнее, и оригинальней написана икона, тем она дороже.
  • Датировка. Не всегда можно узнать точный год, но определить век вполне возможно. На современном Российском рынке антиквариата, возраст икон датируется XIX – XX веками. Редко, когда можно встретить иконы XVIII века. Еще реже, можно найти иконы, написанные XVII. Самые редкие, и дорогие иконы датируют XVI, их стоимость варьируется до нескольких сотен тысяч долларов. Но, как правило, такие иконы уже все давно в коллекциях. Встретить их можно в редких случаях на аукционах.
  • Важными критериями является, когда принадлежность иконы к мастерской, или руке автора удается определить. Подпись, клеймо, техника написания, все, что бы хоть как-то приблизило к самому первому источнику. В отличие от картины, написанной не по канону, иконы невероятно трудно подаются идентификации мастера.

Профессиональный искусствовед, антиквар, с большим опытом коллекционирования старинных икон, сможет идентифицировать руку матера, школу, мастерскую, где было создано тематическое писание образа.

Самые популярные среди коллекционеров регионы, в которых были, самые лучшие иконописцы являются: Палех, Холуй, Мстера, Ярославль, Кострома, Суздаль, Сызрань, Тверь. Иконы, вышедшие из-под рук иконописных мастеров, из этих регионов, имеют ноту неповторимого таланта и мастерства.

  • Сохранность, и общее состояние иконы, играет не маловажную роль при оценке. Отсутствие реставрационного вмешательства является плюсом. Наличие «родного» оклада, так же только повышает стоимость иконы. В полном комплекте икона будет стоить на порядок больше, нежили без него, либо по отдельности.
  • Изношенность материала. А если быть точнее, то насколько хорошо сохранилась основа иконы.
  • Большой составляющей при оценке иконы выступает ее оклад. Любой оклад - это отдельное произведение искусства. Стоит учитывать сложность изготовления, драгоценность, индивидуальность, чернение, наличие горячей эмали, скани, и многое другое.
  • Габаритные параметры иконы.
    • Сюжетная линия, изображенная на иконе.
  • История. Иконы, наравне с другими драгоценными предметами искусства, преподносили в подарок, по какому-либо торжеству. Наличие дарственных, и именных надписей повышает стоимость.

Золотое правило

Конечно это все важные, но второстепенные критерии при оценке иконы. В первую очередь, антиквар оценивает икону, своим внутренним взглядом. Все зависит от тех чувств, которые испытывает человек, гладя на икону. Если коллекционер понимает, что она ему интересна, то он начинает более глубоко ее исследовать.

19.06.2020

Просмотров: 1049