Иконописная мастерская Игоря Климова

Москва, пр-т Вернадског д.101 кор.1
Владимирская обл, п.Мстера, ул.Ленина, д.3

Купить старинную икону

Предлагаем Икону Богоматери «Достойно есть…» «Милующая». Вторая треть 19 века. Автор, Афонский иконописец, Монах Иоасаф из Керасья. Его подпись в левом нижнем углу. Размер 70 х 49,8 см. Икона является авторским списком чудотворной иконы Богородицы «Достойно есть…» «Милующая». Стоимость 3 000 000 рублей.

Икона Богоматери Достойно есть Милующая

Икона Богоматери Достойно есть Милующая

Икона Богоматери Достойно есть Милующая

Икона Богоматери Достойно есть Милующая

Икона Богоматери Достойно есть Милующая


Центральный музей Древнерусской культуры и искусства Андрея Рублева
Россия, 105120, Москва, Андроньевская площадь, 10
телефон: (095) 678-14-89
факс: (095) 678-50-55
E-mail: cmiar@mail.ru

 

№ э/з 2208
«16» февраля 2006 г.

ЭКСПЕРТНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ*

Икона Богоматери «Достойно есть…» («Милующая»). Вторая треть ХIХв.  Монах Иоасаф из Керасья, Афон. 70 х 49,8 см. Дерево, паволока, левкас, масло.

Сохранность.  Оборот.  Мелкие трещины основы над верхней и под нижней шпонками. 

У верхнего края в центре - отверстия от повесочного кольца.  Врезные шпонки грубо обработаны.  Возле нижнего края в центре шпонка «ласточкин хвост». Справа под верхней шпонкой у края сучок, много мелких сучков.  Сургучная печать сохранилась фрагментарно.

Надпись в середине доски сильно потерта, практически не читается.  Лицевая сторона. Утраты грунта и красочного слоя по краям, на полях, на фоне слева от изображения Саваофа (видна паволока), справа от Его лика - сквозное гвоздевое отверстие. У верхнего края в центре грунтовые тещины и перепад высоты по краю шпонки «ласточкин хвост». Значительные потертости золочения, особенно на нимбах.  Мелкие утраты живописи, царапины. На надписи графья (обозначение строк).  В некоторых местах крупный кракелюр. В левом нижнем углу подпись иконописца.  (рукою Иоасафа  монаха  из  Керасьи  на  Афоне).  Надпись  в три строки   на  обороте.

Афонское иконописание ХIXв. - и русское, и в неменьшей степени греческое – является малоизученной страницей художественной культуры Святой Горы, одного из уделов Богоматери. До сих пор не выяснены истоки и происхождение поздней афонской «академической» иконописи, хронологические рамки существования стиля и тенденции его развития (что затрудняет точную датировку произведений), взаимовлияние русской и греческой иконы, из-за труднодоступности оригиналов сохраняется проблема образцов и точности их воспроизведения.  Большое значение приобретает каждый памятник созданный на Афоне в Новое время, тем более имеющий дату создания или благословения, подпись автора или заказчика, точный географический адрес. Представленная   на экспертизу подписная икона может занять важное место в ряду образцов греческого иконописания на Афоне. Она является списком чудотворной иконы Богородицы «Милующая», которая прославилась именно на Святой Горе, получив собственное наименование «Достойно есть…». По  преданию,  перед  первообразом, находившимся  в  одной  из  келий  скита  ап.  Андрея,  11  июня  982  г.  произошло чудо явление Архангела Гавриила в виде монаха, который написал на камне молитву «Достойно есть, яко воистину, блажити Тя, Богородицу...» и заповедал петь ее всем христианам (подробнее см.:  Снессорева С. Земная жизнь Пресвятой Богородицы и описание святых чудотворных Ее икон...  Ярославль, 1993.  С.  |77-Т78; Богоматерь: Полное иллюстрированное описание Ее земной жизни и посвященных Ее имени чудотворных икон / Под ред. Е.  Поселянина.  СПб., 1909.  С. 342-346; Вышний покров над Афоном, или Сказания о святых чудотворных (на Афоне прославившихся иконах.  М., 1902.  С. ТЗ-23).  Впоследствии святыня была помещена на горнем месте в алтаре Успенского храма Кареи -  административного центра Афона.  К сожалению, образ закрыт чеканным окладом, который не позволяет точно представить иконографию оригинала и сравнить ее с последующими повторениями (судя по репродукциям, в изображениях на окладе - немного другая иконографическая программа). Н.П.Кондаков относил икону к типу «Киккской» Богоматери, но, вместе с тем, поместил в ряд памятников не принадлежавших к подлинным древностям (Кондаков Н.П.  Памятники христианского искусства на Афоне.  М.,  2004.  С.  176,  178).  Иконе установлено Особое празднование в день ее прославления 11/24 июня, крестный ход с образом совершается на второй день Пасхи.

Сопоставление греческого списка с исполненными на Афоне русскими копиями являет характерные особенности иконографии в том виде, как она была известна и употреблялась в иконописи XIX столетия.  Фигyра Младенца в белой рубашке помещена слева, восседающей на левой руке Богородицы, в Его деснице развернутый вверх свиток с текстом (здесь 10 строк) - «Дух Господенъ на Мне, Егоже ради помаза Мя…» (Ис 61.  1; Лк 4.18); на русских памятниках - та же цитата в более или менее пространном варианте), левая рука скрыта под платом мафория, щека почти касается Материнской.  На голове Христа закрытый венец с имитацией драгоценных камней, у Богоматери белый плат и зубчатая корона которую придерживают по сторонам два коленопреклоненных Ангела.  В большинстве списков в верхней части средника помещена в облаках полyфигура Бога Саваофа с разведенными в стороны руками, от Которого слетает Святой Дух «в виде голyбине) - изображение, распространенное в поздней иконописи, но не совсем характерное для древней. В данном варианте икона поименована («Достойно есть»), без добавления первоначального эпитета «Милующая».

В настоящее время существует немало списков этой, иконы, присланных с Афона в Россию   в XIХ столетии, выполненных в традициях русской святогорской иконописи. Греческих образцов такого извода практически не известно.  Раскрашенная греческая гравюра 1866 г.  (собрание монастыря Симоноптер) близка по иконографии живописным произведениям, но отличается в некоторых деталях, в частности отсутствует образ Бога Отца  (Тrеаsurеs оf  Mount  Athos  Thessaloniki.  1997.  Р.  214-215. № 4.8) Возможно, некоторые гравюры служили иконописными   образцами для мастеров, не имевших возможности постоянно работать с первоисточником.

Созданные на Афоне образцы данной иконографии имеются в Александро-Невской лавре и в церкви Смоленской иконы Божией Матери на Смоленском кладбище в С -Петербурге, в Даниловом монастыре в Москве, особо почитается список в с.  Юрьеве Вятской губернии.  Во имя иконы Бoжией Матери «Милующая» был освящен храм в Галерной гавани в С.-Петербурге, куда помещена привезенная незадолго до этого, в 1880-е годы, известным миссионером иеромонахом Apcением с Афона икона «Достойно есть…»  (Антонов В.В., Кобак А.В. Святыни Санкт-Петербурга: Христианская историко-церковная энциклопедия СПб., 200З.С 114 № 108).  Специальная публикация посвящена подобной иконе 1910 г., находящейся Казанской церкви Рыбинска (Мир музея 2003 № 5) Это списки приблизительно одного размера (в меру оригинала), по колориту - (преимущественно на голубом фоне), но существуют некоторые отличия в деталях (рисунок Ангелов и цвета их одеяний, наличие изображений Херувимов   в облаках, расположение надписей).  По-видимому, все oни воспроизводят уже сложившийся «академический» тип копии, происхождение которого до сих пор остается неясным.

Икона выполнена мастером-святогорцем, который жил в одном из монашеских поселений (кафизм), состоящих из отдельных отшельнических келий, при Великой лавре прп. Афанасия Афонского - это т.  н.  «Керасья» (древнейшее келлиотское поселение на Афоне).  В XIX в.  здесь в келье вмч. Димитрия Солунского подвизался известный старец Хаджи-Георгий со своим братством, состоявшим из 50 монахов.  С 1857 г.  в середине поселения находилась большая русская келья вмч.  Георгия. Сведений о монахе Иоасафе из Керасьи пока не обнаружено.  Наличие подписи мастера на иконе свидетельствует о том что указание авторства в данном случае не воспринималось камнем преткновения на пути воспитания монашеских добродетелей.  Не исключено, что произведения этого иконописца или подписные иконы вообще особенно ценились заказчиками, Судя по размерам и русскоязычной надписи на обороте, к сожалению, почти утраченной, икона была предназначена вклада в один из храмов в России.  На обороте в доску врезана типичная афонская сургучная печать, которая встречается на многих образцах местного иконописания и подтверждает значимость заказа или приношения. Благодаря этому произведению, сохранилось имя одного из грекоязычных афонских иконописцев, творчество которого дополняет историю древнего монашеского поселения при лавре прп.  Афанасия, Стилистика произведения характеризует одно из направлений в греческом иконописании указанного периода, родственное основной линии развития русской иконописи.  Можно усмотреть некоторые аналогичные черты в рисунке и моделировке формы в афонских гравюрах середины ХIХ в., конечно, в более упрощенном варианте (примеры см,: Гравюра Греческого мира в московских собраниях: Каталог выставки.  М., 1997).  Несомненно, в образном и художественном строе памятника присутствуют традиции, восходящие к греческим произведениям второй половины xvIII - начала XIХ в., - например, ряд икон, из собрания ЦАК МДА («Угодно в очах Божих дело сие…»: Сокровища Церковно-археологического кабинета Московской Православной Духовной Академии.  Сергиев  Посад,  2004.  С.  46-48).  В отличие от русских, более «академических» произведений в греческом  памятнике  наблюдается  немного  иная  пластика формы, ярче и контрастнее  колорит,  по особомy  звучат белилльные разработки, использована фактурная орнаментальная живопись в  сочетании  с изящной  мелкой цифровкой по  золоту.  Несмотря на довольно условную классическую  моделировку  ликов,  в  них  чувствуется  высокая одухотворенность.  Представленная икона  является  качественным  профессиональным образцом  афонского  иконописания  второй  трети XIX  в.  Характер  обработки  доски тоже проливает  свет  на  технологические  особенности  иконописных  изделий,  вышедших  из мастерских святогорцев. Икона  является  довольно  редким авторским  образцом  позднего  афонского иконописания,  имеет  историко-культурное,  художественное и музейное  значение.

______________________

*Охраняется законом РФ от 09.07.93 г. 5351-1 «Об авторском праве и смежных правах (с изменениями и дополнениями 19.07.95 г.)». Ссылка при публикации обязательна: «Я.Э.Зеленина»

 

Эксперт  ЦМиАР:
Кандидат  искусствоведения
Я.Э.Зеленина

27.05.2017

Просмотров: 1981

Telegram
WhatsApp
Позвонить
Обратный звонок
Заказать обратный звонок
Спасибо, мы Вам перезвоним в ближайшее время